|
Вестник Удмуртского университета. Математика. Механика. Компьютерные науки, 2014, выпуск 2, страницы 56–75
(Mi vuu427)
|
|
|
|
Эта публикация цитируется в 6 научных статьях (всего в 6 статьях)
МАТЕМАТИКА
Локальные вставки на основе динамического программирования в задаче маршрутизации с ограничениями
А. А. Петунинa, А. Г. Ченцовb, П. А. Ченцовb a Механико-машиностроительный институт, Уральский федеральный университет, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
b Институт математики и механики им. Н. Н. Красовского УрО РАН,
620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16
Аннотация:
Рассматривается процедура встраивания оптимизируемых фрагментов
маршрутных решений в глобальные решения «большой» задачи, определяемые эвристическими
алгоритмами. Постановка задачи маршрутизации учитывает некоторые особенности инженерной
задачи о последовательной резке деталей, имеющих каждая один внешний и, возможно, несколько
внутренних контуров. Последние должны подвергаться резке раньше внешнего, что приводит к
большому числу условий предшествования. Данные условия активно используются в интересах
снижения сложности вычислений. Тем не менее размерность задачи остается
достаточно большой, что, в частности, не позволяет применять «глобальное»
динамическое программирование и вынуждает к использованию эвристических
алгоритмов (исследуемая задача относится к числу труднорешаемых в традиционном
понимании). Поэтому представляет интерес разработка методов коррекции решений,
получаемых на основе упомянутых алгоритмов. В настоящей работе такая коррекция
реализуется посредством замены фрагментов (упомянутых решений), имеющих
умеренную размерность, оптимальными «блоками», конструируемыми на основе
динамического программирования с локальными условиями предшествования, которые
согласуются с ограничениями исходной «большой» задачи. Предлагаемая замена
не ухудшает, а, в типичных случаях, улучшает качество исходного «эвристического»
решения, что подтверждается вычислительным экспериментом на многоядерной
ПЭВМ.
Предложенный алгоритм реализован в итерационном режиме: полученное после
первой вставки на основе динамического программирования решение в виде пары
«маршрут–трасса» принимается за исходное, для которого вновь конструируется
вставка. При этом начало этой новой вставки выбирается случайно в пределах,
определяемых возможностями формирования скользящего «окна» ощутимой,
но все же достаточной для применения экономичной версии динамического
программирования размерности. Далее процедура повторяется. Работа
итерационного алгоритма иллюстрируется решением модельных задач, включая
варианты с достаточно плотной «упаковкой» заготовок деталей на листе,
что типично для машиностроительного производства.
Ключевые слова:
маршрутная задача, условия предшествования.
Поступила в редакцию: 01.03.2014
Образец цитирования:
А. А. Петунин, А. Г. Ченцов, П. А. Ченцов, “Локальные вставки на основе динамического программирования в задаче маршрутизации с ограничениями”, Вестн. Удмуртск. ун-та. Матем. Мех. Компьют. науки, 2014, № 2, 56–75
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/vuu427 https://www.mathnet.ru/rus/vuu/y2014/i2/p56
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 465 | PDF полного текста: | 192 | Список литературы: | 53 |
|