|
Эта публикация цитируется в 1 научной статье (всего в 1 статье)
Прикладная математика
Метод гарантирующей оптимизации динамики судна, движущегося в условиях волнения
Х. Ванa, Е. И. Веремейb, Ю. Сюэb a Институт электронной науки и техники, Цзилиньский университет,
Китайская Народная Республика, 130012, Цзилинь, Чанчунь, пр. Чаньцзинь, 2699
b Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация,
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
Аннотация:
Интенсивное развитие мировой экономики и соответствующей транспортной
инфраструктуры постоянно порождаeт массу проблем, которые,
в первую очередь, связаны с безопасностью движения транспортных
средств. В частности, особую значимость имеют вопросы безопасности
движения судов в условиях постоянно растущего морского трафика.
Главное внимание уделяется развитию методов и разработке
расчетных алгоритмов синтеза многоцелевого управления в морских
автопилотах, основное назначение которых состоит в парировании
воздействий морского волнения для сохранения движения по заданному
курсу. В настоящее время используются различные подходы
к проектированию автопилотов, опубликовано большое число научных
работ, однако исчерпывающим образом проблема синтеза законов
управления для этих систем полностью не решена. Прежде
всего это связано с их многоцелевым предназначением,
определяющим необходимость работы в разных режимах движения
с противоречивыми требованиями к качеству динамических процессов.
В данной статье предлагается использовать обратные связи
с многоцелевой структурой при синтезе законов управления для
автопилотов и вводится в рассмотрение формирующий фильтр
для возмущения, номинально представляемого гауссовским
стационарным «белым шумом». В итоге дается расчетный алгоритм,
базирующийся на идеологии $H_\infty$-оптимизации, позволяющей
обеспечить гарантированное качество фильтрации для работы
автопилота при движении в условиях морского волнения.
Использование таких алгоритмов проиллюстрировано на примере,
результат которого по построению оптимального регулятора является
гарантирующим, т. е. при любом изменении частоты фактического
волнения и при той же интенсивности работы рулей амплитуда
отклонений от заданного курса будет не больше указанной величины.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные методы
исходно ориентированы на решение содержательных задач с учетом
возможностей непосредственного применения синтезируемых законов
управления на борту судна в ходе плавания. Особую роль играют
малые вычислительные затраты при реализации предлагаемых методов,
что позволяет повысить эффективность решения практических
задач в рамках концепции многоцелевого синтеза законов управления
движением. Предложенный подход можно расширить, применяя его для
управления беспилотными и другими морскими подвижными объектами.
Библиогр. 11 назв. Ил. 1.
Ключевые слова:
метод гарантирующей оптимизации, $H_\infty$-оптимизация, многоцелевая структура.
Поступила: 10 октября 2017 г. Принята к печати: 12 октября 2017 г.
Образец цитирования:
Х. Ван, Е. И. Веремей, Ю. Сюэ, “Метод гарантирующей оптимизации динамики судна, движущегося в условиях волнения”, Вестн. С.-Петербург. ун-та. Сер. 10. Прикл. матем. Информ. Проц. упр., 13:4 (2017), 354–364
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/vspui344 https://www.mathnet.ru/rus/vspui/v13/i4/p354
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 178 | PDF полного текста: | 30 | Список литературы: | 27 | Первая страница: | 9 |
|