|
УПРАВЛЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, АВТОМАТИЗАЦИЯ
Методологические подходы к разработке интеллектуальной авиационной системы управления безопасностью полетов
А. А. Куликa, А. А. Большаковb a Национальный исследовательский университет «МЭИ»,
Москва, Российская Федерация
b Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация:
Приводится описание нового класса организационно-технических систем – интеллектуальные авиационные системы, принципы функционирования которых предусматривают повышение безопасности полета воздушного судна. Разработка систем этого класса обусловлена, в первую очередь, необходимостью учета статистических данных об основных причинах авиационных происшествий (человеческий фактор – до 87 %, отказ авиационной техники – до 15 %, внешние факторы – 2 % от всех случаев). Сформулирована научная проблема, связанная с актуальностью создания методов оценки и прогнозирования угрозы авиационного происшествия на основе непосредственного контроля изменения величин характеристик, влияющих на безопасность полета. Для этого предлагается использовать методы и средства научно-технического направления искусственного интеллекта, что позволит выявить непосредственные причины авиационного происшествия и предупредить их, используя систему управления безопасностью полетов. Представлены свойства исследуемой системы, обусловливающие принципы ее функционирования: интеллектуальность, информативность, быстродействие, управляемость, взаимозависимость подсистем, безопасность полета, включающая идентификацию угрозы происшествия, ее прогнозирование и парирование. Вышеуказанные принципы функционирования исследуемой системы, входящие в состав методологии управления безопасностью воздушного судна в полете, реализованы в совокупности методов и алгоритмов. Среди них следует отметить интеллектуальный метод оценки угрозы авиационного происшествия, метод прогнозирования угрозы авиационного происшествия, метод поддержки принятия решений экипажем при угрозе авиационного происшествия, а также метод синтеза закона управления парирования угрозы.
Ключевые слова:
безопасность полета, воздушное судно, интеллектуальная авиационная система, угроза авиационного происшествия, предотвращение, система управления, искусственный интеллект.
Поступила в редакцию: 07.04.2021
Образец цитирования:
А. А. Кулик, А. А. Большаков, “Методологические подходы к разработке интеллектуальной авиационной системы управления безопасностью полетов”, Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2021, № 3, 41–48
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/vagtu678 https://www.mathnet.ru/rus/vagtu/y2021/i3/p41
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 113 | PDF полного текста: | 91 | Список литературы: | 21 |
|