Успехи физических наук
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Общая информация
Последний выпуск
Скоро в журнале
Архив
Импакт-фактор
Правила для авторов
Загрузить рукопись

Поиск публикаций
Поиск ссылок

RSS
Последний выпуск
Текущие выпуски
Архивные выпуски
Что такое RSS



УФН:
Год:
Том:
Выпуск:
Страница:
Найти






Персональный вход:
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация


Успехи физических наук, статья будет опубликована в одном из ближайших номеров
DOI: https://doi.org/10.3367/UFNr.2024.07.039716
(Mi ufn15822)
 

ОБЗОРЫ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Современные и перспективные материалы для термобарьерных покрытий

Р. А. Шишкин

Институт химии твердого тела УрО РАН, г. Екатеринбург
Аннотация: Газотурбинные двигатели широко используются в электроэнергетике и авиастроении. Для снижения экстремальных нагрузок высоких температур на элементы камеры сгорания используют термобарьерные покрытия (ТБП), которые представляют собой напыление из тугоплавкой керамики на жаростойкие никелевые сплавы, позволяющие значительно снизить температуру подложки. Важнейшим вызовом перед научным сообществом остаётся дальнейшее повышение эксплуатационной температуры газотурбинных двигателей для увеличения их эффективности. Традиционно в промышленности используется диоксид циркония, стабилизированный иттрием, ввиду совокупности своих физико-химических свойств, таких как невысокая теплопроводность, умеренный коэффициент термического расширения, высокая термическая стойкость и твердость. Однако, наличие фазового перехода, который имеет место в стабилизированном оксидом иттрия диоксиде циркония (YSZ) при эксплуатационных температурах делает невозможным дальнейшее повышение рабочих температур газотурбинных двигателей. Для решения возникшей проблемы используются два основных подхода: дальнейшая модификация диоксида циркония (его допирование) и поиск новых альтернативных материалов. На текущий момент рассмотрен большой перечень всевозможных материалов, включая разнообразные сложные оксиды, такие как перовскиты (SrCeO$_3$), пирохлоры (La$_2$Zr$_2$O$_7$, флюориты (La$_2$Ce$_2$O$_7$) и пр. Ни один из рассмотренных материалов в исходном виде не позволил заменить YSZ в газотурбинных двигателях. Для оптимизации свойств новых тугоплавких оксидов применяется допирование, граничным случаем которого является создание высокоэнтропийных материалов. Смешение пяти и более катионов в эквиатомном соотношении позволяет достичь чрезвычайно низких значений теплопроводности и повышенной термической стабильности высокоэнтропийной керамики, поэтому такие материалы считаются наиболее перспективными для получения термобарьерных покрытий газотурбинных двигателей нового поколения. Настоящий обзор посвящён рассмотрению основных материалов и высокоэнтропийных оксидов на их основе в качестве альтернатив YSZ.
Финансовая поддержка Номер гранта
Министерство образования и науки Российской Федерации АААА-А19-119031890026-6
Поступила: 27 декабря 2023 г.
Доработана: 5 июля 2024 г.
Одобрена в печать: 8 июля 2024 г.
Англоязычная версия:
Physics–Uspekhi, 2024, Volume 67
DOI: https://doi.org/10.3367/UFNe.2024.07.039716
Тип публикации: Статья
PACS: 65.40.−b
MSC: 74E15
Образцы ссылок на эту страницу:
  • https://www.mathnet.ru/rus/ufn15822
  • Citing articles in Google Scholar: Russian citations, English citations
    Related articles in Google Scholar: Russian articles, English articles
    Успехи физических наук Physics-Uspekhi
     
      Обратная связь:
     Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2025