|
Анализ и синтез систем управления
Повышение качества управления электродвигателем постоянного тока на основе его линеаризации и компенсации немоделируемой динамики
А. И. Глущенко, В. А. Петров, К. А. Ласточкин Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Старый Оскол
Аннотация:
Решается задача разработки подхода к управлению двигателем постоянного тока, который мог бы рассматриваться как альтернатива стандартной схеме подчиненного регулирования. В частности, продемонстрированы недостатки упомянутого классического подхода, в том числе невозможность эффективной компенсации влияния немоделируемой динамики (изменение параметров якорной цепи и момента инерции) и возмущений (нагрузка на валу двигателя). Решением данных проблем может являться совместное использование: 1) методики линеаризации обратной связью для выделения немоделируемой динамики из описания объекта и 2) второго метода Ляпунова для ее компенсации. В исследовании предложена линеаризация электродвигателя постоянного тока на основе решения обратной задачи динамики, позволяющая учитывать ограничения на физические сигналы тока и напряжения якорной цепи. Для компенсации выделенной немоделируемой динамики электропривода предложен линейный адаптер с параметрами, настраиваемыми в реальном времени на базе формул, полученных с помощью второго метода Ляпунова. Их отличительной особенностью является то, что при их использовании нет необходимости знать коэффициент усиления объекта, а достаточно иметь его знак. Устойчивость системы с адаптером достигнута путем введения в формулы настройки сигма-модификации, что подтверждается анализом на базе Uniform Ultimate Boundedness. Экспериментальная проверка предложенного подхода проведена на базе модели электропривода постоянного тока. В качестве примера показана способность адаптивной системы компенсировать изменение параметров якорной цепи в 1,5 раза от номинала, колебания момента инерции – в два раза от номинала, а также момент нагрузки, равный половине момента, соответствующего току отсечки двигателя. В завершении приводится обсуждение результатов с выявлением направлений дальнейшей работы.
Ключевые слова:
электродвигатель постоянного тока, линеаризация обратной связью, второй метод Ляпунова, нестационарность, компенсация немоделируемой динамики, качество управления, ограниченность сигнала управления.
Поступила в редакцию: 29 марта 2020 г. Опубликована: 31 июля 2020 г.
Образец цитирования:
А. И. Глущенко, В. А. Петров, К. А. Ласточкин, “Повышение качества управления электродвигателем постоянного тока на основе его линеаризации и компенсации немоделируемой динамики”, УБС, 86 (2020), 55–97
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/ubs1052 https://www.mathnet.ru/rus/ubs/v86/p55
|
|