|
SIR-модель как инструмент исследования деструктивных процессов при усвоении нового знания
О. М. Корчажкина Институт кибернетики и образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук
Аннотация:
Описывается подход к анализу способов усвоения нового знания, основанный на математическом моделировании учебной ситуации, которая представлена по образцу SIR (susceptible–infected–recovered) модели Уильяма Кермака и Андерсона МакКендрика, изначально использованной для прогнозирования процесса распространения эпидемии на обширные замкнутые группы населения с {целью} предотвращения губительных последствий всеобщего заражения. Модифицированная SIR-модель позволяет изучить ряд закономерностей познавательного процесса и выявить способы поведения динамической системы в виде замкнутого малочисленного ученического сообщества, когда работа с избыточной информацией может привести к когнитивной перегрузке и ошибкам в решении учебных задач. Подход реализуется как численно-графический эксперимент на фазовой плоскости, позволяющий составить целостную картину явления и проанализировать условия движения системы к состоянию устойчивого равновесия, что эквивалентно преодолению когнитивной перегрузки.
Ключевые слова:
познавательный процесс, новое знание, когнитивная перегрузка, замкнутое ученическое сообщество, модель Кермака–МакКендрика, SIR-модель, фазовая плоскость / портрет, устойчивость / неустойчивость системы.
Поступила в редакцию: 03.07.2020
Образец цитирования:
О. М. Корчажкина, “SIR-модель как инструмент исследования деструктивных процессов при усвоении нового знания”, Системы и средства информ., 31:1 (2021), 168–180
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/ssi758 https://www.mathnet.ru/rus/ssi/v31/i1/p168
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 333 | PDF полного текста: | 375 | Список литературы: | 44 |
|