Успехи математических наук
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Общая информация
Последний выпуск
Архив
Импакт-фактор
Правила для авторов
Загрузить рукопись
Историческая справка

Поиск публикаций
Поиск ссылок

RSS
Последний выпуск
Текущие выпуски
Архивные выпуски
Что такое RSS



УМН:
Год:
Том:
Выпуск:
Страница:
Найти






Персональный вход:
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация


Успехи математических наук, 2024, том 79, выпуск 4(478), страницы 188–190
DOI: https://doi.org/10.4213/rm10193
(Mi rm10193)
 

Математическая жизнь

Тридцать лет Летней математической школе в Адыгее

Д. К. Мамий
Тип публикации: Информационный материал

Летние школы, объединяющие занятия по предмету и отдых, интеллектуальные и спортивные игры, впервые стали проводиться в нашей стране в 1960-х годах. Традиционно начали математики и физики, затем подключились и представители других дисциплин.

Одной из первых, среди тех, что проводятся до сих пор, была летняя школа “Квант”, принявшая в Казани первых 50 школьников еще в далеком 1972 г. И все эти годы школу проводит Валентина Алексеевна Сочнева, преподаватель Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета. Широкую известность получила Санкт-Петербургская летняя математическая школа, созданная в 1980 г. по инициативе Сергея Евгеньевича Рукшина. Знаковой стала Кировская летняя многопредметная школа, которая проводится ежегодно с 1985 г.; ее главным организатором является Игорь Соломонович Рубанов. В Кировской школе четыре потока – математический, физический, биологический и химический. Уже в XXI в. в Казани появились школы “Спектр” для более старших школьников и “Дилемма” для более младших, проводимые Людмилой Лазаревой и Алексеем Русаковым и принимающие школьников многих регионов. В летних школах обучаются не только дети – в качестве ассистентов и преподавателей совершенствуют педагогическое мастерство и учителя из разных городов России.

Среди школ, имеющих всероссийское значение, есть и Летняя математическая школа (ЛМШ) в Адыгее, проводимая с 1995 г. Обучение в этой летней школе проходят учащиеся 7–11-х классов из школ Республики Адыгея и других регионов России. За годы проведения ЛМШ ее участниками стали более 5 000 школьников из 40 регионов России. Даже в период пандемии в 2020 г. летняя школа не была отменена и прошла в дистанционном формате. В 2024 г. в юбилейной 30-й летней математической школе, прошедшей с 30 июня по 20 июля, приняли участие 120 школьников из 15 регионов России.

Отличительная особенность летних школ в Адыгее – особая творческая атмосфера сотрудничества между преподавателями и участниками, высокий уровень и большой объем занятий. Ежедневно учащиеся выполняют задания, среди которых есть и фундаментальные результаты, оформленные в виде задач. При этом акцент делается на обучение не самим фактам, а методам их получения и применения.

Наставниками в летней школе являются сотрудники Адыгейского государственного университета, а также преподаватели из различных регионов России – известные педагоги-математики или выдающиеся олимпиадники прошлых лет, студенты российских университетов, когда-то тоже бывшие участниками летних школ в Адыгее.

На протяжении многих лет педагогическое ядро ЛМШ составляют члены жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике: С. Г. Волченков (Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова), Л. А. Емельянов (Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана), Ю. В. Кузьменко (Московский физико-технический институт, физико-математический лицей № 5, г. Долгопрудный), О. И. Южаков (Центр дополнительного математического образования, г. Курган). В разные годы преподавателями школы являлись Н. Х. Агаханов, А. Н. Андреева, В. И. Голубев, В. Л. Дольников, П. А. Кожевников, Д. Г. Мухин, М. Я. Пратусевич, С. Е. Рукшин.

Образовательная программа Летней математической школы по традиции состоит из двух циклов. Первый цикл, включающий первую и вторую недели занятий, – это олимпиадная или конкурсно-олимпиадная математика. Сложность и содержание программы занятий определяются возрастом и уровнем подготовки учащихся. Учебный процесс в течение первого цикла сопровождается непрерывным соревнованием. Ежедневно после занятий публикуется рейтинг, в котором отражаются результаты участников ЛМШ. Занятия проводятся с понедельника по пятницу и в субботу – до обеда. Ежедневный объем занятий – 8 академических часов. Воскресенье – выходной день. Цикл может быть разбит на две части со сменой ведущего преподавателя. По итогам цикла проводится зачет.

Второй цикл – это третья неделя, которая включает спецкурсы по выбору по математике и ее приложениям. Перед началом второго цикла представляется тематика спецкурсов и проводится их презентация для участников. Участник может выбрать два спецкурса продолжительностью 6 академических часов каждый или один большой спецкурс продолжительностью 12 часов. В первой половине дня с 9.00 до 12.30 проводятся лекционные занятия, а вторая половина посвящена решению практических или учебно-исследовательских задач. По итогам спецкурсов проводится постерная конференция, а лучшие результаты представляются в виде пленарных докладов.

Помимо занятий математикой особое внимание в летней школе уделяется общему развитию и отдыху учащихся. Традиционно устраиваются и популярные лекции по другим областям науки. Так, например, участникам ЛМШ навсегда запомнились яркие лекции по астрофизике Олега Верходанова.

В течение всей школы проводятся культурные и спортивные мероприятия, включающие в себя традиционные чемпионаты по футболу (в частности, с большим азартом проходят игры с участием команд девочек) и шахматам, кубок по настольному теннису, походы в горы, интеллектуальные игры и мастер-классы.

В школе есть свои уникальные традиции. В выходные дни проводятся арт-фестивали и дни адыгской культуры. Во время арт-фестиваля дети создают из картона арт-объекты на заданную тему. В дни адыгской культуры ребята знакомятся с традициями, культурой и историей Адыгеи: слушают лекции, учатся адыгским танцам, осваивают искусство верховой езды, знакомятся с адыгской кухней.

Еще одна давняя традиция школы – это турнир “Маньяна”, который проводится с 2008 г. по игре, появившейся в Европе в XVI в. и распространившейся в XIX в. в страны Северной и Латинской Америки. В Мексике игра называется “Балерос”. Задача в игре заключается в набрасывании небольшого деревянного бочонка, который имеет отверстие, на наконечник связанной с ним палочки. Особенность турнира в ЛМШ заключается в том, что специально для турнира Л. А. Емельянов ежегодно делает комплект игры и победитель получает его в качестве приза.

Первые летние школы проходили на базе детского лагеря “Дружба”, который располагался под г. Майкопом на реке Курджипс, – они проводились по инициативе и при активной поддержке тогдашнего руководителя комитета по образованию г. Майкопа Ю. Т. Мамышева. После открытия в 1998 г. Республиканской естественно-математической школы ЛМШ стала проводиться при поддержке Министерства образования и науки Республики Адыгея. С 2001 г. летняя школа проходит в предгорьях Адыгеи на базе Адыгейского госуниверситета “Горная легенда”. Организаторами школы в настоящее время являются Адыгейский государственный университет (АГУ), Республиканская естественно-математическая школа, Образовательный центр “Полярис-Адыгея”.

Летняя математическая школа в Адыгее за годы ее существования стала одним из ключевых элементов системы выявления и поддержки математически одаренных детей в Адыгее и на Юге России в целом. В систему входят проекты, реализуемые Кавказским математическим центром АГУ, Республиканской естественно-математической школой, Образовательным центром “Полярис-Адыгея” или проводимые при их участии: ноябрьская математическая программа в ОЦ “Сириус”, Летняя математическая школа в Адыгее, Всероссийская смена “Юный математик” в ВДЦ “Орленок”, Кавказская математическая олимпиада, олимпиада по математике для девочек “Ассара”.

Результатом работы системы является вовлечение в занятия математикой большого числа школьников из большинства регионов Юга России, подготовка призеров Всероссийской олимпиады школьников по математике в регионах, в которых их много лет не было: Астраханская обл., Волгоградская обл., Кабардино-Балкария, Ставропольский край; выявление и начало творческого пути золотых медалистов Международной математической олимпиады школьников Тимофея Ковалева (2020 г.) и Данилы Демина (2021 г.).


Образец цитирования: Д. К. Мамий, “Тридцать лет Летней математической школе в Адыгее”, УМН, 79:4(478) (2024), 188–190
Цитирование в формате AMSBIB
\RBibitem{Mam24}
\by Д.~К.~Мамий
\paper Тридцать лет Летней математической школе в Адыгее
\jour УМН
\yr 2024
\vol 79
\issue 4(478)
\pages 188--190
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/rm10193}
\crossref{https://doi.org/10.4213/rm10193}
Образцы ссылок на эту страницу:
  • https://www.mathnet.ru/rus/rm10193
  • https://doi.org/10.4213/rm10193
  • https://www.mathnet.ru/rus/rm/v79/i4/p188
  • Citing articles in Google Scholar: Russian citations, English citations
    Related articles in Google Scholar: Russian articles, English articles
    Успехи математических наук Russian Mathematical Surveys
    Статистика просмотров:
    Страница аннотации:124
    PDF полного текста:30
    HTML русской версии:51
     
      Обратная связь:
     Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2024