|
Управление техническими системами и технологическими процессами
Мониторинг компонентов комплекса бортового оборудования в целях управления его избыточностью
В. Н. Буковa, А. М. Бронниковb, А. В. Воробьевa, А. С. Поповc, В. А. Шурманd a АО «НИИАО», г. Жуковский
b МГТУ им. Н.Э. Баумана
c ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Жуковский
d филиал АО «РПКБ», г. Жуковский
Аннотация:
Рассмотрена проблема мониторинга технического состояния компонентов комплекса бортового оборудования с целью его реконфигурирования в реальном времени. Предполагается использование по крайней мере трех уровней систем мониторинга: ближайшая перспектива – исключительно традиционные встроенные средства контроля (ВСК); дальнейшее продвижение – ВСК в совокупности со средствами повышения достоверности выполняемого диагностирования, включая организацию взаимно перекрестного парного мониторинга; более отдаленная перспектива – логические алгоритмы обработки наблюдений за поведением системы в целом, основанные на нормализованных правилах анализа функциональных отказов (АФО) авиационной техники. Математическое содержание парного мониторинга состояния компонентов заключается в формировании так называемых матриц предпочтения, по значению которых посредством специальных таблиц не только определяется с высокой достоверностью состояние объектов диагностирования, но и оцениваются возможные ошибки средств диагностирования. Применительно к методам третьего уровня предложена последовательность действий, заключающаяся в поочередном инициировании обратной и прямой логических моделей, воспроизводящих зависимости отказных состояний по результатам АФО. Предложена обновленная методика работы с триплексными логическими моделями. Основным преимуществом таких моделей является существенная простота и универсальность, что обеспечивает эффективность их применения к широкому кругу динамических систем различной сложности. Приведенный методический пример иллюстрирует применение логических триплексных моделей.
Ключевые слова:
комплекс бортового оборудования, мониторинг технического состояния, логический парный мониторинг, логические триплексные модели, анализ функциональных отказов, управление избыточностью.
Поступила в редакцию: 11.06.2023 Исправленный вариант: 24.09.2023 Принята в печать: 28.09.2023
Образец цитирования:
В. Н. Буков, А. М. Бронников, А. В. Воробьев, А. С. Попов, В. А. Шурман, “Мониторинг компонентов комплекса бортового оборудования в целях управления его избыточностью”, Пробл. управл., 2023, № 5, 91–109; Control Sciences, 2023, no. 5, 75–91
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/pu1329 https://www.mathnet.ru/rus/pu/v5/p91
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 39 | PDF полного текста: | 15 | Список литературы: | 15 |
|