|
Философские вопросы управления
От неклассической к постнеклассичекой науке: пример компьютерных тренажёров для обучения операторов технологических процессов
В. М. Дозорцев АО «Хоневелл», г. Москва
Аннотация:
Дан обзор проблематики построения и применения компьютерных тренажёров для обучения операторов технологических процессов в рамках периодизации научной рациональности от классической и неклассической к постнеклассической. Представлены ключевые постнеклассические характеристики современных тренажёров — саморазвитие, междисциплинарность, антропоцентрический фактор, ориентация на практику. Особое внимание уделено технике имитационного моделирования как принципиально новому способу определения отклика сложной технической системы на произвольные вмешательства пользователей, а также иммерсивным инструментам воспроизведения рабочей среды обучаемого оператора. Исследована постнеклассическая роль инструктора, сочетающая функции организатора тренинга, агента развития, инициирующего перенастройку компонентов тренажера и совершенствование методик обучения, а также ключевого звена капитализации знаний лучших профессионалов. Показаны принципиальные изменения в организации и реализации тренажёрного проекта, охватывающего теперь не только стадии исследования и разработки, но и сопровождение, и развитие тренажерных систем. Рассмотрены перенос приобретаемых в тренинге навыков и современные подходы к автоматизированной оценке работы операторов на тренажере. Проанализированы базовые тенденции в тренажеростроении: изменение мотивов тренинга (превалирование профессионального роста и самореализации работников), поколенческий сдвиг на фоне революционного обновления средств труда (виртуальная и смешанная реальности, советчики на базе искусственного интеллекта), развитие и оценка профессиональных компетенций работников. С учетом высокой синтетичности тренажерных технологий изложение опирается на широкий понятийный контекст, включая научно-технические, когнитивно-психологические, педагогические, социально-экономические и литературные феномены.
Ключевые слова:
классическая неклассическая и постнеклассическая научная рациональность, технологические процессы, компьютерные тренажеры для обучения операторов, саморазвивающиеся системы, человекоразмерность сложных технических систем, междисциплинарный подход.
Поступила в редакцию: 22.09.2019 Исправленный вариант: 05.11.2019 Принята в печать: 05.11.2019
Образец цитирования:
В. М. Дозорцев, “От неклассической к постнеклассичекой науке: пример компьютерных тренажёров для обучения операторов технологических процессов”, Пробл. управл., 2020, № 2, 69–82
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/pu1184 https://www.mathnet.ru/rus/pu/v2/p69
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 153 | PDF полного текста: | 46 | Список литературы: | 32 | Первая страница: | 4 |
|