Loading [MathJax]/jax/output/CommonHTML/config.js
Проблемы управления
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Общая информация
Последний выпуск
Архив
Импакт-фактор

Поиск публикаций
Поиск ссылок

RSS
Последний выпуск
Текущие выпуски
Архивные выпуски
Что такое RSS



Пробл. управл.:
Год:
Том:
Выпуск:
Страница:
Найти






Персональный вход:
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация


Проблемы управления, 2020, выпуск 2, страницы 69–82
DOI: https://doi.org/10.25728/pu.2020.2.7
(Mi pu1184)
 

Философские вопросы управления

От неклассической к постнеклассичекой науке: пример компьютерных тренажёров для обучения операторов технологических процессов

В. М. Дозорцев

АО «Хоневелл», г. Москва
Список литературы:
Аннотация: Дан обзор проблематики построения и применения компьютерных тренажёров для обучения операторов технологических процессов в рамках периодизации научной рациональности от классической и неклассической к постнеклассической. Представлены ключевые постнеклассические характеристики современных тренажёров — саморазвитие, междисциплинарность, антропоцентрический фактор, ориентация на практику. Особое внимание уделено технике имитационного моделирования как принципиально новому способу определения отклика сложной технической системы на произвольные вмешательства пользователей, а также иммерсивным инструментам воспроизведения рабочей среды обучаемого оператора. Исследована постнеклассическая роль инструктора, сочетающая функции организатора тренинга, агента развития, инициирующего перенастройку компонентов тренажера и совершенствование методик обучения, а также ключевого звена капитализации знаний лучших профессионалов. Показаны принципиальные изменения в организации и реализации тренажёрного проекта, охватывающего теперь не только стадии исследования и разработки, но и сопровождение, и развитие тренажерных систем. Рассмотрены перенос приобретаемых в тренинге навыков и современные подходы к автоматизированной оценке работы операторов на тренажере. Проанализированы базовые тенденции в тренажеростроении: изменение мотивов тренинга (превалирование профессионального роста и самореализации работников), поколенческий сдвиг на фоне революционного обновления средств труда (виртуальная и смешанная реальности, советчики на базе искусственного интеллекта), развитие и оценка профессиональных компетенций работников. С учетом высокой синтетичности тренажерных технологий изложение опирается на широкий понятийный контекст, включая научно-технические, когнитивно-психологические, педагогические, социально-экономические и литературные феномены.
Ключевые слова: классическая неклассическая и постнеклассическая научная рациональность, технологические процессы, компьютерные тренажеры для обучения операторов, саморазвивающиеся системы, человекоразмерность сложных технических систем, междисциплинарный подход.
Поступила в редакцию: 22.09.2019
Исправленный вариант: 05.11.2019
Принята в печать: 05.11.2019
Тип публикации: Статья
УДК: 681.3:62-52
Образец цитирования: В. М. Дозорцев, “От неклассической к постнеклассичекой науке: пример компьютерных тренажёров для обучения операторов технологических процессов”, Пробл. управл., 2020, № 2, 69–82
Цитирование в формате AMSBIB
\RBibitem{Doz20}
\by В.~М.~Дозорцев
\paper От неклассической к постнеклассичекой науке: пример компьютерных тренажёров для обучения операторов технологических процессов
\jour Пробл. управл.
\yr 2020
\issue 2
\pages 69--82
\mathnet{http://mi.mathnet.ru/pu1184}
\crossref{https://doi.org/10.25728/pu.2020.2.7}
Образцы ссылок на эту страницу:
  • https://www.mathnet.ru/rus/pu1184
  • https://www.mathnet.ru/rus/pu/v2/p69
  • Citing articles in Google Scholar: Russian citations, English citations
    Related articles in Google Scholar: Russian articles, English articles
    Проблемы управления
    Статистика просмотров:
    Страница аннотации:153
    PDF полного текста:46
    Список литературы:32
    Первая страница:4
     
      Обратная связь:
    math-net2025_03@mi-ras.ru
     Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2025