Аннотация:
Фигуры, называемые тайлами, давно привлекают внимание специалистов в разных
областях: комбинаторике, теории чисел, функциональном анализе, алгебре, и т.д.
От тайла требуются два свойства: 1) самоподобие: тайл можно без наложений
замостить параллельными сдвигами одной фигуры, подобной ему самому; 2) целые
сдвиги тайла покрывают без наложений всё пространство. Тайл (tile — «плитка»
или «черепица») может иметь самые причудливые формы и фрактальные свойства.
Самый известный плоский тайл (помимо квадрата) — это Дракон (или «кривая
дракона»), но есть и много других.
Относительно недавно тайлы нашли инженерные применения. Например, для
обработки и передачи информации. Представим, что нужно сохранить на компьютере
функцию одной или нескольких переменных. Например, звук или изображение.
Хранить по точкам — дорого и неэффективно. Гораздо лучше разложить функцию в
сумму нескольких базисных функций и хранить только коэффициенты разложения. В
течение двух столетий мир довольствовался для этих целей системой Фурье,
состоящей из синусов и косинусов. Но с развитием технологий проявились её
неустранимые недостатки. Выход был найден в построении других базисных систем
функций — всплесков, фреймов, и т.д. Математически это оказалось очень
непростым делом. Некоторые из новых систем, например, многомерные системы
Хаара, строятся с помощью тайлов. Оказывается, что эти замысловатые фигуры с
рваными краями и дробной размерностью можно использовать для приближения
гладких функций и, как следствие, для сжатия информации. Как это получается,
и почему именно их надо использовать — мы разберемся. А кроме того, докажем
ряд фундаментальных свойств тайлов и применим их к теории обработки сигналов и
теории приближений. Мы рассмотрим трудную задачу классификации тайлов, построим
примеры и сформулируем ряд открытых проблем.