Видеотека
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Видеотека
Архив
Популярное видео

Поиск
RSS
Новые поступления






Летняя школа «Современная математика», 2016
22 июля 2016 г. 15:30, г. Дубна, дом отдыха «Ратмино»
 


Теория информации и биология. Занятие 2

М. А. Тихонов
Видеозаписи:
Flash Video 2,965.7 Mb
Flash Video 497.6 Mb
MP4 1,901.4 Mb

Количество просмотров:
Эта страница:356
Видеофайлы:155

М. А. Тихонов



Аннотация: Чем математика и физика отличаются от биологии? Математика и физика – стройное здание на фундаменте из нескольких постулатов или законов, из которых все выводится и которые все объясняют. А биология – это набор фактов, частных случаев. Живые существа преследуют разные цели, решают самые разные задачи. Лисы охотятся, зайцы прячутся, амебы ползают. Это разнообразие не подчиняется никаким универсальным законам. Или все-таки подчиняется?
Все биологические системы получают и перерабатывают информацию. Оказывается, этот взгляд позволяет делать количественные предсказания на самых разных масштабах, от генов до нейронов и до поведения. И, что самое интересное, эти предсказания работают! Теория информации – красивая область математики, которая пронизывает современную науку, от алгоритмов шифрования до черных дыр. В этом курсе я познакомлю слушателей с основами этой теории и расскажу о ее применении в неожиданном, биологическом контексте. Я буду ориентироваться на старших школьников, но надеюсь, что и более продвинутой части аудитории тоже будет интересно.

Программа курса

$\bullet$ Введение в основные понятия:
  • Интуитивное понятие информации.
  • Энтропия как единственная мера, удовлетворяющая естественным аксиомам (строго).
  • Равенство энтропии длине самого короткого представления / «шифра» (строго).

$\bullet$ Дальнейшее изложение менее формальное, и с примерами:
  • Два взгляда на расстояние Кульбака–Лейблера.
  • Как принять решение по шумному сигналу, и как далеко мы от достижимого предела?
  • Корреляции – враг краткости. Сжатие как декорелляция сигнала.
  • Почему нейроны зрительного нерва кодируют контраст, а не интенсивность света.
  • Передача информации в присутствии шума: взаимная информация и главное информационное неравенство.
  • «Пространственная информация» в контексте эмбрионального развития. Эмбрион плодовой мушки: биты на вес золота.
  • Информация и «приспособленность» вида. Азартные игры, в которые играют бактерии.


Website: https://www.mccme.ru/dubna/2016/courses/tikhonov.html
Цикл лекций
 
  Обратная связь:
 Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2024