Видеотека
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Видеотека
Архив
Популярное видео

Поиск
RSS
Новые поступления






Летняя школа «Современная математика», 2015
24 июля 2015 г. 20:00, г. Дубна, дом отдыха «Ратмино»
 


Естественные эксперименты, или «Что на что влияет в мире?». Занятие 3

К. К. Борусяк
Видеозаписи:
Flash Video 3,017.7 Mb
Flash Video 503.6 Mb
MP4 1,914.3 Mb
Дополнительные материалы:
Adobe PDF 905.8 Kb

К. К. Борусяк



Аннотация: Большинство наук задается вопросами типа «Как $X$ влияет на $Y$?». Классическим способом отвечать на такие вопросы в психологии или медицине являются рандомизированные эксперименты. В социальных науках всё сложнее: редко получается заставить людей принимать решения, которые они не хотят принимать сами. Этот курс посвящен тому, в каких условиях и какими методами можно делать выводы о причинно-следственных связях, если есть только данные наблюдений в неконтролируемых условиях. (Подсказка: нужно отыскать так называемый «естественный эксперимент».) Вот пара примеров, которые мы рассмотрим: как понять, влияет ли образование на будущие доходы, если человек сам выбирает, какое образование получать? Как понять, влияют ли СМИ на политическую позицию своей аудитории, если выбор телеканала или радиостанции в большой мере определяется этой позицией?
Курс начнется с обзорной лекции, где я расскажу об основных проблемах и подходах – неформально и в большой мере на примерах. Затем в течение 2-3 семинаров мы разберем эти идеи формально и значительно глубже.

Программа курса
  • Ликбез по теории вероятности (независимость случайных величин, корреляция, условное математическое ожидание, теорема Гливенко–Кантелли).
  • Модель причинно-следственной связи Рубина. Как оценить средний эффект воздействия с помощью рандомизированного эксперимента и в чём проблема при его отсутствии.
  • Метод инструментальных переменных. Как оценить локальный средний эффект воздействия и как понять, на кого он распространяется.
  • Разрывный дизайн (четкий и нечеткий).
  • Метод разности разностей.
  • (Если останется время) Что может быть лучше, чем рандомизированный эксперимент?

Для обзорной лекции потребуется лишь интерес к окружающей вас действительности. Для понимания остального материала необходимы базовые представления о вероятности; будет достаточно неформального представления о том, что такое случайная величина, математическое ожидание и условная вероятность.

Дополнительные материалы: borusyak_slides.pdf (905.8 Kb)

Website: https://www.mccme.ru/dubna/2015/courses/borusyak.html
Цикл лекций
 
  Обратная связь:
 Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2024