Видеотека
RUS  ENG    ЖУРНАЛЫ   ПЕРСОНАЛИИ   ОРГАНИЗАЦИИ   КОНФЕРЕНЦИИ   СЕМИНАРЫ   ВИДЕОТЕКА   ПАКЕТ AMSBIB  
Видеотека
Архив
Популярное видео

Поиск
RSS
Новые поступления






Летняя школа «Современная математика», 2015
24 июля 2015 г. 09:30, г. Дубна, дом отдыха «Ратмино»
 


Как посчитать детские рисунки? Занятие 4

Г. Б. Шабат
Видеозаписи:
Flash Video 2,972.6 Mb
Flash Video 496.1 Mb
MP4 1,882.9 Mb
Дополнительные материалы:
Adobe PDF 95.2 Kb
Adobe PDF 142.1 Kb
Adobe PDF 117.7 Kb

Количество просмотров:
Эта страница:437
Видеофайлы:148
Материалы:128

Г. Б. Шабат



Аннотация: Детские рисунки (dessins d'enfants) – термин, введённый Александром Гротендиком в 70-е годы прошлого века. С «детской» точки зрения этот термин означает граф, вложенный в поверхность; с взрослой – это объект, в котором закодированы различные структуры, относящиеся к далёким друг от друга областям математики.
Под подсчётом детских рисунков понимается подсчёт количества детских рисунков ограниченной сложности, которая будет определена. Чтобы получать красивые ответы, рисунки надо считать не просто в штуках, а с весами, обратными количествам симметрий; это не сильно влияет на ответы, поскольку у большинства рисунков нетривиальных симметрий нет.
В последние годы были получены замечательные результаты о количествах детских рисунков. Элементарная часть этих результатов будет изложена в курсе. В качестве одного из приложений будет рассказано о распределении склеек чётноугольников по родам; будет показано, что все нужные формулы можно извлечь из разложения в ряд функции $\bigl(\frac{1+y}{1-y}\bigr)^x$. В последней лекции будет предпринята попытка рассказать о связях теории детских рисунков с другими разделами математики.
Для понимания основной части курса не надо знать ничего, но надо быть готовыми заниматься довольно трудной математикой. Понимание последней лекции потребует некоторых представлений об арифметической геометрии, топологии и комплексном анализе.

Программа курса
  • Определение деткого рисунка. Постановка задач перечисления.
  • Рисунки и тривалентные цветные графы. Рекурсия Зографа.
  • Дискретно-метризованные ленточные графы и рекурсия Норбери. Формула Харера–Цагира.
  • Детские рисунки и арифметическая геометрия.


Дополнительные материалы: shabat_ex1.pdf (95.2 Kb) , shabat_ex3.pdf (142.1 Kb) , shabat_ex2.pdf (117.7 Kb)

Website: https://www.mccme.ru/dubna/2015/courses/shabat.html
Цикл лекций
 
  Обратная связь:
 Пользовательское соглашение  Регистрация посетителей портала  Логотипы © Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, 2024