|
Эта публикация цитируется в 1 научной статье (всего в 1 статье)
Численное моделирование распространения выбросов автотранспорта в уличном каньоне
А. В. Старченко, Е. А. Данилкин, Д. В. Лещинский Томский государственный университет
Аннотация:
Представлены результаты математического моделирования неизотермического турбулентного течения воздуха и переноса примеси в идеализированном уличном каньоне на основе разработанных авторами RANS-модели, численного алгоритма и
пакета прикладных программ, которые были усовершенствованы для учета влияния силы плавучести на аэродинамику и перенос примеси. Математическая модель
включает осредненные по Рейнольдсу стационарные трехмерные уравнения Навье-Стокса, уравнения теплообмена и переноса примеси. Для замыкания выбрана k-eps
модель турбулентности с учетом плавучести. В численном алгоритме применяется
метод конечного объема, неравномерные структурированные сетки и метод фиктивных областей. Аппроксимация дифференциальной задачи выполнена с помощью
монотонизированной линейной противопотоковой схемы Ван Лира и кусочно-линейной интерполяции для зависимых величин. Полученные сеточные уравнения решались последовательно итерационным методом Н. И. Булеева. Для согласования
полей скорости и давления использовался алгоритм SIMPLE. С помощью разработанного пакета прикладных программ установлено, что наименее проветриваемыми при небольшой ($\sim$ 1 м/с) скорости ветра являются узкие и высокие уличные
каньоны, причем чем выше уличный каньон при неизменной ширине, тем выше
средняя концентрация в зоне дыхания. При исследовании влияния степени нагрева
поверхностей образующих уличного каньона, высота и ширина которого совпадают, наименее проветриваемым является случай, когда температура поверхности наветренной вертикальной стороны каньона выше температуры окружающей среды
на 15–20$^\circ$ С. Основной причиной является образование над поверхностью дороги
вторичного вихря, из-за которого примесь плохо выносится из каньона.
Ключевые слова:
RANS-модель, смешанная конвекция, уличный каньон, метод конечного объема, влияние размеров и степени нагрева поверхностей, вторичные вихри.
Поступила в редакцию: 31.03.2022 Исправленный вариант: 31.03.2022 Принята в печать: 16.05.2022
Образец цитирования:
А. В. Старченко, Е. А. Данилкин, Д. В. Лещинский, “Численное моделирование распространения выбросов автотранспорта в уличном каньоне”, Матем. моделирование, 34:10 (2022), 81–94; Math. Models Comput. Simul., 15:3 (2023), 427–435
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/mm4412 https://www.mathnet.ru/rus/mm/v34/i10/p81
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 254 | PDF полного текста: | 47 | Список литературы: | 54 | Первая страница: | 11 |
|