|
Computing methodologies and applications
Оценка степени опасности дефектов при расшифровке вихретоковых дефектограмм
Е. В. Кузьминa, О. Е. Горбуновb, П. О. Плотниковb, В. А. Тюкинb, В. А. Башкинa a Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, ул. Советская, д. 14, г. Ярославль, 150003 Россия
b ООО “Центр инновационного программирования”, NDDLab, ул. Союзная, д. 144, г. Ярославль, 150008 Россия
Аннотация:
Для обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте регулярно проводится неразрушающий контроль рельсов с применением различных подходов и методов, включая методы вихретоковой дефектоскопии. Актуальной задачей является автоматический анализ больших массивов данных (дефектограмм), которые поступают от соответствующего оборудования. Под анализом понимается процесс определения по дефектограммам наличия дефектных участков наряду с выявлением конструктивных элементов рельсового пути. При этом также большой интерес представляет и оценка степени опасности выявленных дефектов. Данная статья продолжает цикл работ, посвященных задаче автоматического распознавания образов дефектов и конструктивных элементов железнодорожных рельсов по вихретоковым дефектограммам. При формировании этих образов принимаются в расчет только полезные сигналы, пороговые уровни амплитуд которых определяются автоматически по вихретоковым данным. Статья посвящена задаче построения оценки степени опасности для выявленных поверхностных дефектов различной протяжённости. Построение оценки опирается на понятие обобщённой относительной амплитуды полезных сигналов. Относительная амплитуда представляет собой отношение реальной амплитуды сигнала к соответствующему пороговому уровню полезных сигналов. Обобщённая относительная амплитуда вычисляется с использованием энтропии полунормального распределения, которое предполагается модельным для распределения вероятностей появления тех или иных относительных амплитуд в оцениваемом дефекте. Настройка формулы расчёта степени опасности дефекта осуществляется на основе записей конструктивных элементов. В качестве эталонного наиболее опасного дефекта рассматривается болтовой рельсовый стык, который моделирует излом рельса. Эталонным слабым дефектом выступает электроконтактная сварка, дефектограмма которой, как правило, содержит сигналы с невысоким значением амплитуд. Предложенный подход к оценке степени опасности дефектов демонстрируется на примерах.
Ключевые слова:
неразрушающий контроль рельсов, вихретоковая дефектоскопия, обнаружение дефектов, автоматический анализ дефектограмм, оценка опасности дефектов.
Поступила в редакцию: 18.01.2021 Исправленный вариант: 05.03.2021 Принята в печать: 10.03.2021
Образец цитирования:
Е. В. Кузьмин, О. Е. Горбунов, П. О. Плотников, В. А. Тюкин, В. А. Башкин, “Оценка степени опасности дефектов при расшифровке вихретоковых дефектограмм”, Модел. и анализ информ. систем, 28:2 (2021), 170–185
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/mais742 https://www.mathnet.ru/rus/mais/v28/i2/p170
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 95 | PDF полного текста: | 29 | Список литературы: | 17 |
|