|
НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА И НЕЙРОНАУКА
Постулаты когнитивной теории мышления и их следствия
В. А. Антонецab a Национальный исследовательский Нижегородский государственный
университет им. Н. И. Лобачевского, Россия
b Федеральный исследовательский центр
Институт прикладной физики РАН, Нижний Новгород, Россия
Аннотация:
Цель работы - создание теоретической модели процесса мышления, рассматриваемого как совокупность операций по формированию когнитивных обобщений уровня категорий (концептов, понятий). Метод создания теоретической модели основан на подходе, используемом в естественных науках. Он предполагает выбор небольшого числа достоверных фактов, которые принимаются за истинные на основании их очевидности. На основе этих фактов, установленных в различных по содержанию научных дисциплинах, формулируются аксиомы предлагаемой теории. Далее из принятых аксиом логическим путем выводятся в виде следствий: а) уже известные результаты, которые могли быть получены в различных областях науки, в том числе и отличающихся по содержанию исследований, и в силу этого воспринимавшиеся ранее как не связанные между собой; б) предсказания новых связей и закономерностей в исследуемой области. Результаты работы состоят в том, что удалось предложить вариант постулативной динамической теории мышления, в которой основными переменными являются количества формируемых, утрачиваемых, осознанных и неосознанных субъектом концептов. Введенные постулаты и переменные позволили на настоящий момент рассмотреть два вида моделей. Балансные интегродифференциальные модели, описывающие накопление объема осознанных и неосознанных концептов, а также комбинаторные модели, описывающие взаимодействия концептов. Заключение. Предложенный вариант динамической модели мышления позволил построить разумные теоретические описания процесса спонтанного освоения языка детьми-билингвами в двуязычной среде и способности человека сравнивать между собой семантически разнородные объекты. Логическая схема подхода и используемые в нем представления позволили связать некоторые известные в психологии факты и явным образом компактно сформулировать различие структуры научных и художественных обобщений картины мира.
Ключевые слова:
теория мышления, категории, множественность сознаний.
Поступила в редакцию: 09.12.2021
Образец цитирования:
В. А. Антонец, “Постулаты когнитивной теории мышления и их следствия”, Известия вузов. ПНД, 30:4 (2022), 480–494
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/ivp491 https://www.mathnet.ru/rus/ivp/v30/i4/p480
|
|