|
Методический отдел
Диссертация как научный нарратив
В. М. Аникинab, И. В. Измайловc, А. В. Лячинc, Б. Н. Пойзнерc a Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
b Саратовский филиал Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова РАН
c Национальный исследовательский Томский государственный университет
Аннотация:
В статье обращается внимание авторов диссертаций (магистрантов, аспирантов, соискателей) на нарративный аспект диссертации. Признаки понятия «нарратив» (от англ. narrative - рассказ) в полной мере могут быть отнесены к диссертации (от лат. dissertatio - исследование). Об этом говорит уже исток термина: он происходит от латинского слова narrare («рассказывать»), которому родственны gnarus («знающий о чём-либо, сведущий») и ignorantia («невежество, неопытность, незнание»). Диссертация должна обладать качествами «объясняющего рассказа», раскрывающего с позиции автора историю знаний в рассматриваемой области исследований и историю собственного творческого роста автора, сопровождающуюся (на основе проведенного анализа) формулировкой причинноследственных связей между описываемыми явлениями. Успех реализации такой ситуации в процессе написания диссертации связан с развитием у магистрантов и аспирантов способности рефлексировать над научным текстом и своими внутренними «трансформациями» - переходами от роли «слушателя» к роли «рассказчика» и наоборот, а также контролировать тип дискурса.
Ключевые слова:
диссертация, нарратив, нарратор, наррататор, статусно-ориентированный дискурс.
Образец цитирования:
В. М. Аникин, И. В. Измайлов, А. В. Лячин, Б. Н. Пойзнер, “Диссертация как научный нарратив”, Изв. Сарат. ун-та. Нов. cер. Сер. Физика, 19:4 (2019), 317–326
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/isuph362 https://www.mathnet.ru/rus/isuph/v19/i4/p317
|
|