|
Эта публикация цитируется в 1 научной статье (всего в 1 статье)
Научный отдел
Математика
Stochastic model of innovation diffusion that takes into account the changes in the total market volume
[Стохастическая модель диффузии инноваций, учитывающая изменение общего объема рынка]
A. Yu. Parphenova, L. A. Saraev Samara National Research University, 34 Moskovskoye shosse, Samara 443086, Russia
Аннотация:
В статье предложена стохастическая математическая модель диффузии потребительских инноваций, учитывающая изменения во времени общего числа потенциальных покупателей инновационного товара. Построено стохастическое дифференциальное уравнение для случайной величины числа потребителей инновационного товара. Исследовано влияние случайных изменений числа потребителей на изменение общего объема рынка рассматриваемого товара. В соответствии с методом Эйлера – Маруямы построен алгоритм численного решения стохастического дифференциального уравнения диффузии инноваций. Для каждой реализации этого алгоритма строятся соответствующие стохастические траектории для случайной функции числа потребителей инновационного товара. Разработан вариант метода расчета математического ожидания случайной функции числа потребителей инновационного товара и получено соответствующее для него дифференциальное уравнение. Показано, что численное решение этого уравнения и среднее значение функции числа потребителей, вычисленное по всем реализациям стохастических траекторий, дают практически одинаковые результаты. Численный анализ разработанной модели показал, что учет в стохастической модели внешнего случайного возмущающего фактора приводит к существенным отклонениям от классической детерминированной модели плавного наполнения рынка инновационными товарами.
Ключевые слова:
диффузия инноваций, стохастические уравнения, винеровский процесс, коэффициент инновации, коэффициент имитации.
Поступила в редакцию: 21.12.2021 Принята в печать: 18.01.2022
Образец цитирования:
A. Yu. Parphenova, L. A. Saraev, “Stochastic model of innovation diffusion that takes into account the changes in the total market volume”, Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Математика. Механика. Информатика, 22:2 (2022), 152–158
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/isu929 https://www.mathnet.ru/rus/isu/v22/i2/p152
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 94 | PDF полного текста: | 39 | Список литературы: | 24 |
|