|
Научный отдел
Информатика
Queueing network model of a call center with customer retrials and impatient customers
[Сеть массового обслуживания с повторными вызовами и нетерпеливыми клиентами как модель колл-центра]
T. V. Rusilko, A. V. Pankov Yanka Kupala State University of Grodno, 22 Ozheshko St., Grodno 230023, Belarus
Аннотация:
Предметом математического исследования и моделирования в данной работе является колл-центр, который принимает входящие звонки, инициированные клиентами. В качестве стохастической модели процесса обслуживания звонков предлагается использовать замкнутую экспоненциальную сеть массового обслуживая с повторными вызовами и нетерпеливыми заявками. Приведен краткий обзор опубликованных работ по применению моделей массового обслуживания при математическом моделировании процессов обслуживания клиентов в колл-центрах. Описана сетевая модель, указаны возможные состояния, маршрутизация, параметры и особенности обслуживания заявок. Состояние модели полностью характеризуется распределением заявок по возможным системам массового обслуживания в заданный момент времени. Вектор, определяющий состояние сетевой модели, представляет собой цепь Маркова с непрерывным временем и конечным числом состояний. Модель исследуется в асимптотическом случае — при критическом предположении большого числа заявок в сети массового обслуживания. Используемый математический подход позволяет осуществить предельный переход от цепи Маркова к непрерывному марковскому процессу. Доказано, что плотность распределения вероятностей процесса состояния модели удовлетворяет уравнению Фоккера – Планка – Колмогорова. Используя коэффициенты сноса уравнения Фоккера – Планка – Колмогорова, можно записать систему обыкновенных дифференциальных уравнений для расчета среднего числа заявок в каждом из узлов сетевой модели с течением времени. Решение этой системы позволяет прогнозировать динамику ожидаемого количества клиентов в узлах сети и регулировать параметры работы колл-центра. Преимуществом выбранного метода исследования является возможность расчета средних характеристик модели колл-центра как в переходном, так и в стационарном режиме. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании колл-центров и анализе их загруженности.
Ключевые слова:
сеть массового обслуживания, колл-центр, математическое моделирование, асимптотический анализ, нетерпеливая заявка, повторный вызов.
Поступила в редакцию: 18.05.2023 Принята в печать: 20.07.2023
Образец цитирования:
T. V. Rusilko, A. V. Pankov, “Queueing network model of a call center with customer retrials and impatient customers”, Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Математика. Механика. Информатика, 24:2 (2024), 287–297
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/isu1028 https://www.mathnet.ru/rus/isu/v24/i2/p287
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 61 | PDF полного текста: | 23 | Список литературы: | 12 |
|