|
Интеллектуальные системы. Теория и приложения, 2022, том 26, выпуск 1, страницы 367–370
(Mi ista387)
|
|
|
|
Часть 8. Человеко-ориентированный искусственный интеллект и нейроинтерфейсные технологии
Философский анализ ограничений использования систем искусственного интеллекта в образовании
Е. В. Брызгалина Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
Аннотация:
В докладе показано, что развитие систем ИИ связывают с персонализации и индивидуализации процесса образования за счет формирования индивидуальных образовательных программ, индивидуального графика образовательного процесса с учетом индивидуального опыта, стиля мышления, уровня знаний, для максимального психологического комфорта ребенка. Системы ИИ смогут повысить доступность образования, поддержать профориентацию и трудоустройство за счет анализа сформированных компетенций. Сторонники применения ИИ в образовании выделяют ряд возможных преимуществ технологий ИИ для ребенка: новизна, возможное повышение вовлеченности и мотивации; возможность поставить индивидуальные задачи в зависимости особенностей, что помогает детям почувствовать себя особенными. В образовании должна обсуждаться дилемма индивидуальнои автономии и общественного блага, поскольку ИИ вызывает обострение противоречий между неприкосновенностью частной жизни, уважением достоинства и автономии человека и пониманием образования как общественного блага. Очень острая проблема - конфиденциальности информации, определение режимов и уровня доступности к той информации, с которой работает ИИ, и рекомендациям, которые он дает. Датификация в образовании рискует стать фактором стигматизации и дискриминации. Системы ИИ могут служить усилению социальной нормированности, то есть результат применении ИИ может быть прямо противоположным, чем персонификация. Не решена для образования проблема ответственности при применении ИИ и проблема создания "trustworthy AI". Нуждается в разработке этика взаимодействия ребенка с искусственным интеллектом, не ясны психологические эффекты взаимодействия ребенка с системой ИИ.
Ключевые слова:
философия образования, искусственный интеллект, сущность образования, этика искусственного интеллекта.
Образец цитирования:
Е. В. Брызгалина, “Философский анализ ограничений использования систем искусственного интеллекта в образовании”, Интеллектуальные системы. Теория и приложения, 26:1 (2022), 367–370
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/ista387 https://www.mathnet.ru/rus/ista/v26/i1/p367
|
|