|
Механическое взаимодействие метаемого тела со стенками канала рельсового электромагнитного ускорителя. Параметрические исследования
А. В. Плеханов, С. Ю. Рыжов
Аннотация:
Рассмотрено колебание рельсов ускорителя под действием электромагнитных сил, правая граница приложения которых движется по каналу ствола от входной части к дульному срезу. Рельсовый ускоритель упрощенно рассматривается как балка Бернулли–Эйлера конечной длины, лежащая на вязкоупругом основании, с консольной поддержкой со стороны казенной части ускорителя. Колебание рельса описывается дифференциальным уравнением в частных производных четвертого порядка по пространству и второго порядка по времени. Уравнение решается численно комбинированным методом: конечных разностей по времени и конечных элементов по пространству. Исследовано влияние начальной скорости якоря и контактной силы между якорем и рельсами на динамику поведения рельса в процессе разгона с учетом силы трения.
Показано, что увеличение начальной скорости якоря сокращает время воздействия области контакта якорь/рельс на поверхность входной части канала ускорителя, смещает в сторону дульного среза положение максимального прогиба рельса при практически неизменной его амплитуде, а при превышении начальной скорости якоря критической скорости–к существенному уменьшению амплитуды колебаний. В этом случае якорь обгоняет передний фронт колебаний все время разгона. Также с ростом начальной скорости якоря снижается амплитуда требуемого тока и сокращается время разгона, что может уменьшить массу и габариты источника электрической энергии и понизить требования к материалам рельса в связи с уменьшением интеграла действия, влияющим на стойкость материалов.
Коэффициент контактной силы $m$ оказывает комплексное влияние на амплитуду колебаний рельса в связи с тем, что от него зависит как сила трения, так и величина расталкивающей силы. Последняя ответственна за существенное увеличение амплитуды колебаний при $m > 1$. Каких-либо особенностей в колебательный процесс рельса, как отмечалось в литературе, учет параметра $m$ не внес. По всей видимости, это связано с тем, что более сложные процессы, отражающие неоднородное распределение тока, анализируемые с помощью трехмерного конечно-элементного метода, невозможно получить в рамках модели балки.
Ключевые слова:
рельсовый электромагнитный ускоритель, колебание рельса, движущаяся нагрузка, МКР+МКЭ, начальная скорость, контактная
сила.
Образец цитирования:
А. В. Плеханов, С. Ю. Рыжов, “Механическое взаимодействие метаемого тела со стенками канала рельсового электромагнитного ускорителя. Параметрические исследования”, Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша, 2024, 080, 28 с.
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/ipmp3290 https://www.mathnet.ru/rus/ipmp/y2024/p80
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 19 | PDF полного текста: | 2 | Список литературы: | 6 |
|