|
Концепция создания ВОЗ-центра компетенций по пандемиям и эпидемиям: ключевые понятия и их терминологический анализ
И. М. Зацман Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук
Аннотация:
Рассматривается концепция автоматизированной системы, создаваемой по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и получившей название ВОЗ-центр компетенций по пандемиям и эпидемиям (далее — ВОЗ-центр). В описании концепции используются такие англоязычные термины информатики, как data, information и knowledge (в словосочетаниях knowledge sharing, knowledge representation, knowledge exchange и knowledge generation). Понимание этой концепции как основы создания ВОЗ-центра во многом будет определяться их трактовкой, соответствующей ее общему смыслу. Необходимость создания подобных систем на национальном, региональном и глобальном уровнях обоснована в мае 2021 г. в отчете Международной комиссии экспертов, учрежденной ВОЗ, что придает актуальность анализу системы терминов концепции не только для создания ВОЗ-центра. Основная цель статьи состоит в том, чтобы провести анализ основных концептуальных положений его создания и предложить трактовку отдельных ключевых терминов концепции и их русскоязычные переводные эквиваленты, соответствующие ее общему смыслу. При этом показано, что для понимания этой концепции необходимо также выяснить значения и таких англоязычных терминов, как intelligence, context и insight. В случае перевода концепции на русский язык нужно также найти их русскоязычные переводные эквиваленты согласно контекстам их использования.
Ключевые слова:
компетенции, данные, информация, знание, концепт, контекст, представление, терминологический анализ, среды предметной области информатики.
Поступила в редакцию: 15.10.2021
Образец цитирования:
И. М. Зацман, “Концепция создания ВОЗ-центра компетенций по пандемиям и эпидемиям: ключевые понятия и их терминологический анализ”, Информ. и её примен., 15:4 (2021), 103–109
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/ia763 https://www.mathnet.ru/rus/ia/v15/i4/p103
|
|