|
Эта публикация цитируется в 7 научных статьях (всего в 7 статьях)
МОДЕЛИ В ФИЗИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ
On tire models accounting for both deformed state and coupled dry friction in a contact spot
[О моделях шины, учитывающих как деформированное состояние, так и эффекты сухого трения в области контакта]
A. A. Kireenkovab, S. I. Zhavoronokc, D. V. Nyshtaevd a A. Yu. Ishlinskiy Institute for Problems in Mechanics of the Russian Academy of Sciences,
101-1 prospect Vernadskogo, Moscow, 119526, Russia
b Moscow Institute of Physics and Technology,
Institutskiy per. 9, Dolgoprudny, Moscow Region, 141701, Russia
c Institute of Applied Mechanics of Russian Academy of Sciences,
7 Leningradskiy prospekt, Moscow, 125040, Russia
d PAO Severstal, 2 Clara Zetkin st., Moscow, 127299, Russia
Аннотация:
Предложена новая приближенная модель качения деформируемого колеса с пневматиком, позволяющая учесть как усилия в пневматике, так и влияние сил сухого трения на устойчивость прямолинейного качения колеса при прогнозировании явления шимми. Модель основана на теории сухого трения с комбинированной кинематикой относительного движения соприкасающихся тел, т. е. при одновременном качении, скольжении и верчении при учете реальной формы области контакта и распределения контактного давления. Главный вектор и главный момент сил, возникающих при контактном взаимодействии с сухим трением, определяются путем интегрирования по области контакта. При этом контактное давление покоя при нулевых скоростях относительного поступательного движения и верчения и в отсутствие качения определяется из решения статической контактной задачи для пневматика с учетом его реальной структуры и физических свойств материалов. В работе использована конечно-элементная модель типового пневматика с продольным протектором. Расчет осуществлен при фиксированном внутреннем давлении наддува, заданной вертикальной силе и коэффициенте трения покоя, равном 0.5. Получены также решения задач о напряженно-деформированном состоянии пневматика при кинематическом нагружении в боковом направлении и при скручивании относительно вертикальной оси. Показано, что с достаточной степенью точности контактное взаимодействие пневматика с абсолютно жесткой опорной поверхностью можно представить в виде двух этапов — адгезии и проскальзывания, при этом, однако, форма пятна контакта остается близкой к круговой. Построены диаграммы, аппроксимирующие численные решения, для боковой силы и момента; на начальном участке взаимодействия зависимости линейны и соответствуют упругой деформации пневматика, на втором участке величины силы и момента постоянны и соответствуют силе сухого трения и моменту трения верчения. Для последних участков получены приближенные выражения для продольной и боковой силы трения, а также момента трения верчения в соответствии с теорией сухого трения с комбинированной кинематикой. Полученная модель может трактоваться как комбинация модели упруго деформируемого колеса по Келдышу, катящегося без проскальзывания, и жесткого колеса по Климову–Журавлёву, взаимодействующего с опорой посредством сил сухого трения.
Ключевые слова:
трение сухое, кинематика комбинированная, шины пневматические, состояние деформированное.
Поступила в редакцию: 04.09.2020 Исправленный вариант: 09.01.2021 Принята в печать: 25.01.2021
Образец цитирования:
A. A. Kireenkov, S. I. Zhavoronok, D. V. Nyshtaev, “On tire models accounting for both deformed state and coupled dry friction in a contact spot”, Компьютерные исследования и моделирование, 13:1 (2021), 163–173
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/crm875 https://www.mathnet.ru/rus/crm/v13/i1/p163
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 197 | PDF полного текста: | 57 | Список литературы: | 15 |
|