|
Эта публикация цитируется в 5 научных статьях (всего в 5 статьях)
МОДЕЛИ В ФИЗИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ
Методика расчета аэродинамических характеристик винтов вертолета на основе реберно-ориентированных схем в комплексе программ NOISEtte
В. Г. Бобков, И. В. Абалакин, Т. К. Козубская Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН,
Россия, 125047, г. Москва, Миусская пл., д. 4
Аннотация:
В статье дается детальное описание численной методики моделирования турбулентного обтекания вращающихся винтов вертолета и расчета аэродинамических характеристик винта. В качестве базовой математической модели используется система осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса для вязкого сжимаемого газа, замкнутая моделью турбулентности Спаларта–Аллмараса. Итоговая модель формулируется в неинерциальной вращающейся системе координат, связанной с винтом. Для задания граничных условий на поверхности винта используются пристеночные функции.
Численное решение полученной системы дифференциальных уравнений проводится на гибридных неструктурированных сетках, включающих призматические слои вблизи поверхности обтекаемого тела. Численный метод строится на основе оригинальных вершинно-центрированных конечно-объемных EBR-схем. Особенностью этих схем является их повышенная точность, которая достигается за счет использования реберно-ориентированной реконструкции переменных на расширенных квазиодномерных шаблонах, и умеренная вычислительная стоимость, позволяющая проводить серийные расчеты. Для приближенного решения задачи о распаде разрыва используются методы Роу и Лакса-Фридрихса. Метод Роу корректируется в случае низкоскоростных течений. При моделировании разрывов или решений с большими градиентами используется квазиодномерная WENO-схема или локальное переключениена квазиодномерную TVD-реконструкцию. Интегрирование по времени проводится по неявной трехслойной схеме второго порядка аппроксимации с линеаризацией по Ньютону системы разностных уравнений. Для решения системы линейных уравнений используется стабилизированный метод сопряженных градиентов.
Численная методика реализована в составе исследовательского программного комплекса NOISEtte согласно двухуровневой MPI-OpenMP-модели, позволяющей с высокой эффективностью проводить расчеты на сетках, состоящих из сотен миллионов узлов, при одновременном задействовании сотен тысяч процессорных ядер современных суперкомпьютеров.
На основе результатов численного моделирования вычисляются аэродинамические характеристики винта вертолета, а именно сила тяги, крутящий момент и их безразмерные коэффициенты.
Валидация разработанной методики проводится путем моделирования турбулентного обтекания двухлопастного винта Caradonna-Tung и четырехлопастного модельного винта КНИТУ-КАИ на режиме висения, рулевого винта в кольце, а также жесткого несущего винта в косом потоке. Численные результаты сравниваются с имеющими экспериментальными данными.
Ключевые слова:
винт вертолета, турбулентное течение, уравнения Навье-Стокса, RANS, гибридная неструктурированная сетка, неинерциальная вращающаяся система координат, реберно-ориентированная реконструкция, схемаповышенной точности, валидация, NOISEtte.
Поступила в редакцию: 04.07.2020 Исправленный вариант: 30.08.2020 Принята в печать: 07.09.2020
Образец цитирования:
В. Г. Бобков, И. В. Абалакин, Т. К. Козубская, “Методика расчета аэродинамических характеристик винтов вертолета на основе реберно-ориентированных схем в комплексе программ NOISEtte”, Компьютерные исследования и моделирование, 12:5 (2020), 1097–1122
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/crm838 https://www.mathnet.ru/rus/crm/v12/i5/p1097
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 182 | PDF полного текста: | 494 | Список литературы: | 28 |
|