|
Эта публикация цитируется в 3 научных статьях (всего в 3 статьях)
МОДЕЛИ В ФИЗИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ
Численное моделирование обледенения в программном комплексе FlowVision
К. Э. Сорокинa, П. М. Бывальцевb, А. А. Аксеновc, С. В. Жлуктовc, Д. В. Савицкийc, А. А. Бабулинd, В. И. Шевяковd a ООО «ВИП», Россия, 125373, г. Москва, территория инновационного центра «Сколково», ул. Нобеля, д. 7
b ООО «ТЕСИС», Россия, 127083, г. Москва, ул. Юннатов, д. 18, оф. 705
c Объединенный институт высоких температур РАН, Россия, 125412, г. Москва, ул. Ижорская, д. 13
d АО «ГСС», Россия, 115280, г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 26
Аннотация:
Процедура сертификации самолетов транспортной категории для полетов в условиях обледенения требует проведения расчетов форм и размеров ледяных наростов, образующихся на поверхностях самолетов в различные моменты времени. В настоящее время отсутствует программный продукт российской разработки, предназначенный для численного моделирования обледенения, признанный российскими сертификационными органами. В данной работе описывается методика расчета обледенения самолетов IceVision, созданная на базе программного комплекса FlowVision.
Главное отличие методики IceVision от известных подходов заключается в использовании технологии Volume Of Fluid (VOF — объем жидкости в ячейке) для отслеживания нарастания льда. В этой методике решается нестационарная задача непрерывного нарастания льда в эйлеровой постановке. Лед присутствует в расчетной области явно, в нем решается уравнение теплопереноса. В других (известных из литературы) подходах изменение формы льда учитывается путем модификации аэродинамической поверхности с использованием лагранжевой сетки, а для учета теплоотдачи в лед используется некоторая эмпирическая модель.
Реализованная во FlowVision математическая модель предполагает возможность моделирования сухого и влажного режимов обледенения. Модель автоматически определяет зоны сухого и влажного льда. В сухой зоне температура контактной поверхности определяется с учетом сублимации льда и теплопереноса во льду. Во влажной зоне учитывается течение водяной пленки по поверхности льда. Пленка замерзает за счет испарения, теплоотдачи в лед и в воздух. Методика IceVision учитывает отрыв пленки. Для моделирования двухфазного течения воздуха и капель используется многоскоростная модель взаимо-проникающих континуумов в рамках эйлерова подхода. Методика IceVision учитывает распределение капель по размерам. Численный алгоритм учитывает существенное различие временных масштабов физических процессов, сопровождающих обледенение самолета: двухфазного внешнего течения (воздуха и капель), течения водяной пленки, роста льда. В работе приводятся результаты решения тестовых задач, демонстрирующие эффективность методики IceVision и достоверность результатов FlowVision.
Ключевые слова:
обледенение, переохлажденные капли воды, поверхность самолета, коэффициент захвата.
Поступила в редакцию: 20.09.2019 Исправленный вариант: 29.11.2019 Принята в печать: 02.12.2019
Образец цитирования:
К. Э. Сорокин, П. М. Бывальцев, А. А. Аксенов, С. В. Жлуктов, Д. В. Савицкий, А. А. Бабулин, В. И. Шевяков, “Численное моделирование обледенения в программном комплексе FlowVision”, Компьютерные исследования и моделирование, 12:1 (2020), 83–96
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/crm774 https://www.mathnet.ru/rus/crm/v12/i1/p83
|
Статистика просмотров: |
Страница аннотации: | 300 | PDF полного текста: | 211 | Список литературы: | 34 |
|