|
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Модель двухуровневой межгрупповой конкуренции
И. А. Самойленкоab, И. В. Кулешовa, А. М. Райгородскийacde a Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет),
Россия, 141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., 9
b Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Россия, 119048, г. Москва, ул. Усачева, д. 6
c МГУ им. М. В. Ломоносова, механико-математический факультет, кафедра математической статистики
и случайных процессов,
Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
d Кавказский математический центр Адыгейского государственного университета,
Россия, 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208
e Бурятский государственный университет, институт математики и информатики,
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5
Аннотация:
Еще в середине позапрошлого десятилетия ученые, изучавшие функционирование сообществ насекомых, выделили 4 основных паттерна организационной структуры таких сообществ. (i) Сотрудничество более развито в группах с сильным родством. (ii) Кооперация у видов с большими размерами колоний зачастую развита больше, чем у видов с малыми размерами колоний. Причем в колониях малого размера зачастую наблюдаются больший внутренний репродуктивный конфликт и меньшая морфологическая и поведенческая специализация. (iii) В пределах одного вида численность выводка (т. е. в некотором смысле эффективность) на душу населения обычно снижается по мере увеличения размера колонии. (iv) Развитая кооперация, склонная проявляться при ограниченности ресурсов и жесткой межгрупповой конкуренции. Думая о функционировании группы организмов как о двухуровневом рынке конкуренции, в котором в процессе индивидуального отбора особи сталкиваются с проблемой распределения своей энергии между инвестициями в межгрупповую конкуренцию и инвестициями во внутригрупповую конкуренцию, т. е. внутреннюю борьбу за долю ресурсов, полученных в результате межгрупповой конкуренции, можно сопоставить подобной биологической ситуации экономический феномен coopetition — кооперацию конкурирующих агентов с целью в дальнейшем конкурентно поделить выигранный вследствие кооперации ресурс. В рамках экономических исследований были показаны эффекты, аналогичные (ii): в рамках соревнования большой и маленькой групп оптимальной стратегией большой будет полное выдавливание второй группы и монополизация рынка (т. е. большие группы склонны действовать кооперативно); (iii) существуют условия, при которых размер группы оказывает негативное влияние на продуктивность каждого ее индивида (такой эффект называется парадоксом размера группы, или эффект Рингельмана). Общей идеей моделирования подобных эффектов является идея пропорциональности: каждый индивид (особь / рациональный агент) решает, какую долю своих сил инвестировать в межгрупповую конкуренцию, а какую — во внутригрупповую. При этом выигрыш группы должен быть пропорционален ее суммарным инвестициям в конкуренцию, тогда как выигрыш индивида пропорционален его вкладу во внутривидовую борьбу. Несмотря на распространенность эмпирических наблюдений, до сих пор не была введена теоретико-игровая модель, в которой можно было бы подтвердить наблюдаемые эмпирически эффекты. В рамках данной работы предлагается модель, которая устраняет проблемы ранее существующих, а моделирование равновесных по Нэшу состояний в рамках предложенной модели позволяет пронаблюдать перечисленные выше эффекты в ходе численных экспериментов.
Ключевые слова:
теоретико-игровые модели, равновесие по Нэшу, эволюционное моделирование, конкуперация.
Поступила в редакцию: 19.02.2023 Принята в печать: 23.02.2023
Образец цитирования:
И. А. Самойленко, И. В. Кулешов, А. М. Райгородский, “Модель двухуровневой межгрупповой конкуренции”, Компьютерные исследования и моделирование, 15:2 (2023), 355–368
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/crm1064 https://www.mathnet.ru/rus/crm/v15/i2/p355
|
|