|
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Информатика, математика и логика в аспекте межпредметной и метапредметной образовательной связи
М. М. Абдуразаковa, О. Ю. Лягиноваb, О. Н. Цветковаc a Российская академия образования (г. Москва)
b Череповецкий государственный университет (г. Череповец)
c Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва)
Аннотация:
В статье рассматривается проблема обучения информатике, математике и логике в современном образовании, в частности, в средней общеобразовательной школе в качестве наследуемых от проблем сложившихся соотношений наук информатики и математики, а также порождённых сложившимися формами и практикой обучения в системе общего образования.
Рассматриваются методологические аспекты обучения информатике, математике и логике свойственные им и применяемые к ним в дифференцированной форме:
- содержательный подход, свойственный информатике и применяемый в математике и логике;
- формальный подход, свойственный математике и применяемый в информатике и логике;
- социокультурный подход, свойственный триаде "информатика-математика-логика".
На фоне имеющегося соответствия выделенных подходов (или меры этого соответствия) каждому локальному и независимому элементу триады предполагается наличие идентификации закономерных отношений предмета и субъекта образования, принципов организации процессов реализации методологических знаний на основании этих закономерностей.
Для нашего исследования важно то, что методология и методика каждой дифференцированной системы триады должна содержать все то, что "необходимо и достаточно" для функционирования образовательной системы соответствующего уровня. В этом аспекте в статье отмечается, что математика изучает форму, информатика – форму и содержание. Изучение объектов только по форме ведет к формализму в информационной сфере (что недопустимо), поэтому возможная интеграция должна сочетаться с необходимой дифференциацией.
Поскольку процессы развития знаний науки, ее методология и методика обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены, то представляет безусловно интересным раскрытие потенциала (возможности) межпредметных и метапредметных связей и отношений рассматриваемой триады как близких, но не однородных образовательных систем, имеющих свою предметную специфику содержания, методов и форм обучения. В этом ракурсе предложены возможные пути решения возникших проблем в условиях изменений в школьных программах содержания информатического и математического образования под влиянием требований новых ФГОС и структура предметного обучения информатике и математике, обеспечивающая их эффективность и результативность.
Ключевые слова:
информатика, математика, логика, модальность, обучение, форма, содержание, межпредметные связи и отношения.
Образец цитирования:
М. М. Абдуразаков, О. Ю. Лягинова, О. Н. Цветкова, “Информатика, математика и логика в аспекте межпредметной и метапредметной образовательной связи”, Чебышевский сб., 22:2 (2021), 373–388
Образцы ссылок на эту страницу:
https://www.mathnet.ru/rus/cheb1040 https://www.mathnet.ru/rus/cheb/v22/i2/p373
|
|