Аннотация:
Дифференциальная геометрия как научная дисциплина представляет собой раздел математики, в котором свойства кривых, поверхностей и других геометрических многообразий изучаются методами математического анализа.
С позиции учебной дисциплины ее можно трактовать как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, компетенций и опыта деятельности, выражающую основное содержание соответствующего раздела математики, обладающего междисциплинарным содержанием, в котором интегрированы математический анализ, геометрия и алгебра.
Многоаспектное изучение процесса становления и развития дифференциальной геометрии как учебного предмета в отечественной высшей школе позволило выявить основные тенденции данного процесса и обусловило подразделение его на пять периодов:
- Первый период (30-е гг. – конец 70-х гг. XVIII в.) – этап, предшествующий становлению курса дифференциальной геометрии в российских вузах.
- Второй период (80-е гг. XVIII в. – первая треть XIX в.) – этап проникновения отдельных дифференциально-геометрических сведений в курсы высшей математики.
- Третий период (30-е гг. – конец 40-х гг. XIX в.) – этап стабилизации содержания сведений по дифференциальной геометрии, сообщаемых в курсе математического анализа.
- Четвертый период (вторая половина XIX в.) – этап выделения дифференциальной геометрии как самостоятельного учебного курса.
- Пятый период (конец XIX в. – XX в.) – этап введения курса дифференциальной геометрии во все учебные планы физико-математических факультетов и его совершенствование с учетом достижений науки, а также профиля соответствующего вуза.
В докладе будет подробно описан каждый из указанных периодов, а также деятельность тех математиков, которые сыграли ключевую роль в процессе становления и развития дифференциальной геометрии как учебного предмета в России.
*) Вход указан в рассылке. Просим Вас при входе в Zoom указывать своё имя и фамилию.