С конца XVIII в. изысканием, проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией путей сообщения России занимались Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве. В 1801–1809 гг. оба эти ведомства возглавлял граф Николай Петрович Румянцев — видный государственный деятель, дипломат, член Государственного Совета, сенатор. В 1809 г. он представил Императору Александру I "Предложения о надежных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений на суше и на воде". В этом документе не только предлагалась новая, единая, более совершенная структура управления всеми путями сообщения России, но и высказывалась мысль о необходимости учреждения в государстве специального высшего технического учебного заведения для подготовки инженеров, способных возглавить строительство дорог и мостов, речных и морских портов, гражданских и транспортных сооружений.
На основании этих предложений в соответствии с Высочайше утвержденным Манифестом 20 ноября 1809 г. было организовано самостоятельное ведомство – Управление водяными и сухопутными сообщениями. Этим же Манифестом учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Корпус был создан для выполнения строительных и ремонтных работ по ведомству путей сообщения, Институт – для подготовки инженерных кадров для этого Корпуса.
Первым ректором (инспектором) Института Корпуса инженеров путей сообщения был назначен Августин Августинович Бетанкур – испанец по происхождению, ученый с мировым именем, выдающийся инженер-механик, строитель и педагог.
Дворец князя Н. Б. Юсупова – первое здание Института Корпуса инженеров путей сообщения. 1 ноября 1810 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был торжественно открыт, а 3 ноября начались занятия с воспитанниками первого набора.
С самого начала Институт становится одним из самых авторитетных и престижных учебных заведений Петербурга. Выдающиеся ученые, академики и профессора почитали за честь преподавать в нем.
У истоков преподавания и создания лабораторной базы по физике стоял академик А. Я. Купфер (1799–1865), а на формирование научной школы химии в Институте большое влияние оказали академик Г. И. Гесс (1802–1850), "дедушка русских химиков" А. А. Воскресенский (1809–1880) и создатель периодического закона химических элементов Д. И. Менделеев (1834–1907).
К середине XIX в. Институт стал одним из крупнейших высших учебных заведений России. В его стенах создавались основы транспортной науки, складывалась система русского инженерно-строительного образования.
В 1864 г. в соответствии с новым Положением об Институте он объявлялся гражданским высшим учебным заведением первого разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения. Источник информации: https://www.pgups.ru
Другие названия организации:
- Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта
- Петербургский государственный университет путей сообщения
|