|
|
January 15, 2013
|
|
|
|
|
|
Опыт Математического института им. В. А. Стеклова РАН в работе по популяризации и пропаганде математики
N. N. Andreev Steklov Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences
|
Number of views: |
This page: | 575 | Materials: | 69 |
|
Abstract:
В научном сообщении рассказано о работе по популяризации и пропаганде математики в ведущем научном центре страны — Математическом институте им. В. А. Стеклова РАН.
Традицией российского научного сообщества является деятельное участие ученых в организации образования в стране, признанно-высокий уровень которого был достигнут благодаря этому влиянию. Особенно активны представители физико-математических наук, традиция восходит к таким именам как Н. И. Лобачевский, М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, А. Н. Крылов. Касается это и популяризации науки.
В XX веке традиция сохранилась. Математический институт АН и его сотрудники всегда участвовали в этой работе, а зачастую были авторами новых форм и инициатив. Напомним некоторые. Первая олимпиада для школьников по математике была организована в 1934 году в Ленинграде членом-корреспондентом АН СССР Б. Н. Делоне, а в проведении первой московской олимпиады в 1935 году принимали участие академики и члены-корреспонденты РАН П. С. Александров, А. Н. Колмогоров, Л. А. Люстерник, С. Л. Соболев, Л. Г. Шнирельман. Академики И. А. Кикоин и А. Н. Колмогоров возглавляли физико-математический журнал «Квант», тираж которого в некоторые годы превышал 300 тысяч экземпляров. Классикой жанра стали увлекательные лекции и научно-популярные книги академика В. И. Арнольда.
В сообщении рассказано об опыте МИАН в деле популяризации и пропаганды математики в реалиях XXI века. В 2010 году в Математическом институте им. В. А. Стеклова РАН была создана лаборатория популяризации и пропаганды математики. Основными задачами лаборатории являются популяризация и пропаганда математики, достижений отечественной математической школы, исследований, ведущихся в Математическом институте, научных результатов, полученных сотрудниками института. Проекты лаборатории широко известны. Среди них: «Математические этюды» (http://etudes.ru) — единственная в мире серия фильмов о решенных и нерешенных задачах (более 50); фильмы, детально восстанавливающие механизмы П. Л. Чебышева и принципы их работы (http://tcheb.ru). Некоторые фильмы продемонстрированы в ходе доклада.
Отдельное внимание уделено опыту выпуска программ для современных мобильных устройств. Например, программу «В уме» (https://itunes.apple.com/ru/app/id482487701?mt=8), являющуюся интерактивной реализацией сборника С. А. Рачинского «1001 задача для умственного счёта», установили на свои устройства более 300 тысячей пользователей.
В сообщении также затронуты и общие проблемы популяризации науки в современном обществе — методы и способы популяризации, проблемы научной журналистики.
После заседания желающим предложено посетить лабораторию популяризации и пропаганды математики (МИАН, ул. Губкина, д. 8).
Supplementary materials:
etudesru_presentation_2013o.pdf (5.7 Mb)
Website:
https://ras.ru/news/news_release.aspx?ID=27c4ddfc-d7ff-42f7-b0b1-eee14d28467a
|
|